Главная » 2010»Май»9 » Владислав Городецкий. "Дом с Химерами".
Владислав Городецкий. "Дом с Химерами".
18:07
Есть в Киеве уникальный дом, о котором слышали, наверное, все — "Дом с
химерами". Это особняк архитектора Владислава Городецкого, построенный
ещё в самом начале прошлого века (1901-1902 гг.).
Расположен он в
центре Киева, по ул.Банковой, 10, напротив здания администрации
Президента Украины. Изначально он задумывался как жильё Городецкого и
доходный дом (т.е. хозяин сдаёт благоустроенные квартиры в аренду),
после революции и до войны в нём была коммуналка (вы представляете себе —
жить в таком доме!), потом он стал больницей ЦК КПУ, а сейчас является
малой резиденцией приёмов Президента.
Чем же интересен этот дом?
Когда
в 1891 г. амбициозный, но пока еще никому не известный выпускник
Петербургской академии искусств Владислав Городецкий приехал в Киев,
никто даже не догадывался, как в скором времени он изменит город. Денег было мало, знакомых –
тоже, и молодой специалист брал любые заказы. Но вскоре ему
действительно повезло – грандиозный и одновременно творческий заказ –
создание Городского музея древностей и искусств (ул. Грушевского, 6).
Вскоре площадь украсило сооружение, напоминающее античный храм, –
дорическая колоннада, портик и два огромных льва по бокам каменной
лестницы. Тогда мало кто знал, что великолепным фасадом архитектору
пришлось «закрыть» нехватку строительного бюджета: Общество любителей
древностей собрало лишь половину требуемой суммы.
Одновременно
Городецкий реализовывал другой проект – караимской кенасой по ул.
Ярославов Вал, 7 можно любоваться и сегодня. Караимы – небольшая
народность со своеобразными верованиями, в которых присутствуют элементы
иудаизма, ислама и других религий. Сейчас здесь располагается Дом
актера.
Римо-католики, жившие в Киеве, тоже нуждались в новом
храме – старый уже не мог вместить всех прихожан. Созданный Городецким костел Св. Николая по ул. Большой Васильковской (ныне
ул.Красноармейская) поразил общественность – это было первое здание,
построенное из бетона, а толщина сводов местами составляла лишь около
8-ми см.
Талант молодого специалиста не все признали сразу, ведь
музей и костел начинали создавать другие архитекторы, а он их только
заканчивал. Чтобы навсегда прекратить ненужные разговоры и подтвердить
свой профессиональный опыт, Владислав Городецкий решает возвести дом для
себя, но такой, который потрясет воображение людей и заставит их
восхищаться мастерством зодчего. Для этого нужно было перевернуть
существующие представления о технологии строительства и законах
архитектуры.
Начало впечатляло: Городецкий выбрал, по мнению
современников, на редкость неудачное место – крутой и неудобный обрыв
одного из холмов на Печерске. «Да вы, сударь, сумасшедший. Только
сумасшедшему может прийти в голову такая идея», – недоумевал киевский
архитектор Александр Кобелев. Было заключено пари, и через два года
Городецкий с гордостью показывал изумленным коллегам свой дом.
Для прочности здание поставили на набивные сваи (по тем временам это
была революционная технология), с ул. Банковой оно имело 3 этажа, со
стороны театра – 6. Запланированный как доходный (хозяин жил на первом
этаже), дом включал ледовую комнату, отделение для экипажей, роскошные
залы с каминами, спальни, отдельную лестницу для слуг и даже коровник –
архитектор считал нужным поить постояльцев свежим молоком. Чудовищ,
облепивших фасад и крышу, нарисовал сам Владислав Городецкий, затем их
отлили из бетона в известной мастерской скульпторов Саля. Внутри дом
украсили многочисленные охотничьи трофеи.
Пожалуй, не меньше
архитектурных изысков потрясала современников любовь зодчего к охоте.
Закончив строительство и насладившись заслуженным триумфом, он
отправляется в Африку – на сафари. Охота на львов, крокодилов и газелей –
развлечение, не дешевое и в наши дни, а во времена Городецкого
несколько месяцев на другом континенте стоили целое состояние.
Неудивительно, что, возвратившись в Киев, он закладывает имущество.
Вынужденный под давлением кредиторов расстаться с любимым домом,
архитектор покидает его, пожелав новым владельцам всяческих
неприятностей.
С тех пор хозяева Дома с химерами постоянно
менялись. Сначала его выкупил французский консульский агент, потом он
перешел к обществу сахарных заводов, затем – к господину С. Немцу. С
1912 г. здесь размещался штаб военно-трудовой дружины, позже –
поликлиника №1. Со временем дом раскололся пополам – ширина трещины
составляла 40 см. «Просто чудо, что он сохранился, – говорит Вадим
Ильченко, архитектор группы реставраторов Дома с химерами. –
Здание стояло на сваях, и за сто лет они потеряли свою несущую функцию.
Конструкторам пришлось заново создавать под ним свайное поле».
Внутренне убранство странного дома за длительный срок тоже пострадало. В
2002 г. по инициативе Президента Украины началась его реставрация.
Здание собирались использовать для приема иностранных послов, а в
свободные дни – проводить экскурсии. Но реставрационные работы
завершилась как раз в октябре 2004 г., и планы не удалось реализовать.
Новоизбранный Президент в нем тоже не поселился, хотя очень хотел.
Мистика, да и только.
Городецкий больше нигде не повторил такой
интерьер: ни лестничные балясины в форме лап орла, ни потолок,
украшенный ананасами, ни холл в образе морского царства с огромным
спрутом и перламутровыми ракушками. Этот спрут до сих пор изумляет
исследователей – даже хрупкие на первый взгляд ракушки выполнены из
бетона, который впоследствии покрыт перламутром. «Заслуга Натальи
Косенко, руководителя группы реставраторов, в том, что она предложила
восстановить цветовое оформление интерьера, – рассказывает Вадим
Ильченко. – В результате оно стало таким, каким было при Городецком. А
главную лестницу теперь украшают изображения газелей – рисунки зодчего
перенесли на стены в виде фресок».
Искусствоведы, архитекторы,
специалисты по недвижимости до сих пор не знают, к какому стилю отнести
творения Владислава Городецкого. Они эклектичны, в них наиболее заметны
элементы модерна и готики.
Еще один интересный дом,
построенный по проекту архитектора, находится по ул. Олеся Гончара, 33.
Не заметить его нельзя – сверху смотрит каменный лев, а вход во двор
закрывают красивые железные ворота. «Это копия ворот одного из особняков
в Париже, – рассказывает Вадим Ильченко. – Неудивительно, что они
приглянулись Городецкому, ведь Франция – родина модерна».
После
начала революции 1917 г. Городецкий уехал в Иран, чтобы продолжать
заниматься любимым делом и впоследствии украсить далекую персидскую
страну своими архитектурными творениями. Он больше не вернулся в Киев,
но благодарные жители назвали в его честь улицу – именно этот
талантливый зодчий сделал архитектуру города загадочной и неповторимой.
Двигаясь через Пассаж в сторону Липок, вы обязательно его увидите:
человек в шляпе присел за столик, взял в руку чашечку кофе и навеки
застыл в бронзе. Городецкий оставил киевлянам не только удивительные
здания, но и массу загадок. К какому архитектурному стилю отнести костел
Св. Николая со стрельчатыми башнями и ангелами, если издали он
напоминает замок из песка? Почему улыбаются бетонные лягушки на фасаде
Дома с химерами, а у каменных женщин на головах вместо волос – цветы и
цепи? И по какой причине странный, расколотый надвое дом, вот уже второе
столетие гордо возвышающийся на Печерском холме, ни одного гостя не
впускает к себе надолго? Бронзовый архитектор лишь загадочно улыбается –
догадывайтесь сами…