Правила технической эксплуатации электроустановок
потребителей.
6. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
6.5. Электрические двигатели
6.5.1. Требования подраздела распространяются на
электродвигатели переменного и постоянного тока.
6.5.2. На электродвигателях и приводимых ими в действие
механизмах должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения их
подвижных частей, а также надписи с названием агрегата, к которому они
относятся.
6.5.3. На коммутационных аппаратах (выключателях,
контакторах, магнитных пускателях, пускорегулирующих устройствах,
предохранителях и т.п.) должны быть нанесены надписи, указывающие, к какому
электродвигателю они относятся.
6.5.4. Плавкие вставки предохранителей должны быть
калиброваны и иметь клеймо с указанием номинального тока вставки. Клеймо
ставится заводом-изготовителем или электротехнической лабораторией. Применять
некалиброванные плавкие вставки запрещается.
6.5.5. В случае кратковременного прекращения электропитания
должен быть обеспечен самозапуск электродвигателей ответственных механизмов
после повторной подачи напряжения, если сохранение механизмов в работе
необходимо по условиям технологического процесса и допустимо при условиях
безопасности и снижения напряжения электросети.
Перечень электродвигателей ответственных механизмов,
принимающих участие в самозапуске, с указанием уставок защит и допустимого
времени перерыва питания утверждает лицо, ответственное за электрохозяйство.
6.5.6. Защита элементов электрической сети потребителей, а
также технологическая блокировка узлов электрической сети выполняются таким
образом, чтобы обеспечивался самозапуск электродвигателей ответственных
механизмов. Для облегчения самозапуска ответственных механизмов, как правило,
должна быть предусмотрена защита минимального напряжения, которая отключает на
время снижения (исчезновения) напряжения электродвигатели, не принимающие
участия в процессе самозапуска.
6.5.7. Электродвигатели, длительно находящиеся в резерве, и
автоматические устройства включения резерва должны осматриваться и испытываться
вместе с механизмами в соответствии с графиком, утвержденным лицом,
ответственным за электрохозяйство. В этом случае у электродвигателей наружной
установки, не имеющих обогрева, а также двигателей 6 кВ, которые длительное
время находятся в резерве, должны проверяться сопротивление изоляции обмотки
статора и коэффициент абсорбции.
6.5.8. Электродвигатели с короткозамкнутыми роторами
разрешается запускать: из холодного состояния - два раза подряд, из горячего -
один раз, если инструкция завода-изготовителя не предусматривает большее
количество пусков. Следующие пуски разрешаются после их охлаждения на
протяжении времени, обусловленного инструкцией завода-изготовителя для
соответствующего типа электродвигателя.
Повторные включения электродвигателей в случае их отключения
основными защитами разрешаются после обследования, проведения контрольных
измерений сопротивления изоляции и проверки исправности защит.
Для электродвигателей ответственных механизмов, не имеющих
резерва, разрешается одно повторное включение после действия основных защит по
результатам внешнего осмотра двигателя.
Следующее включение электродвигателей в случае действия
резервных защит до выяснения причин отключения запрещается.
6.5.9. Для наблюдения за пуском и работой электродвигателей,
регулирование технологического процесса которых осуществляется по значению
тока, а также всех электродвигателей переменного тока мощностью
больше 100 кВт, на пусковом щитке или панели управления устанавливают
амперметр, измеряющий ток в цепи статора электродвигателя. Амперметр
устанавливают также в цепи возбуждения синхронных электродвигателей. На шкале
амперметра красной чертой обозначают значение допустимого тока (выше
номинального тока электродвигателя на 5 %).
На электродвигателях постоянного тока, предназначенных для
привода ответственных механизмов, независимо от их мощности необходимо контролировать
ток якоря.
6.5.10. Для контроля наличия напряжения на групповых щитках
и сборках электродвигателей должны быть установлены вольтметры или сигнальные
лампы.
6.5.11. Для обеспечения нормальной работы электродвигателей
напряжение на шинах необходимо поддерживать в пределах от 100 до 105 %
номинального. При необходимости допускается работа электродвигателя с
напряжением 90-110 % номинального. В случае изменения частоты питающей сети в
пределах ±2,5 % номинального значения допускается работа электродвигателей с
номинальной мощностью.
6.5.12. Вибрация, измеренная на каждом подшипнике
электродвигателя, осевой сдвиг ротора, размер воздушного зазора между сталью
статора и ротора, а также в подшипниках скольжения не должны превышать величин,
указанных в табл. 22 и 23 приложения 1 и табл. 35 и 36 приложения 2.
6.5.13. Постоянный надзор за нагрузкой электродвигателей,
щеточным аппаратом, температурой элементов и охлаждающих сред электродвигателя
(обмотки и сердечника статора, воздуха, подшипников и т.п.), уход за подшипниками
и устройствами подведения охлаждающего воздуха, воды к воздухоохладителям и
обмоткам, а также операции по пуску, регулированию скорости и остановке
осуществляют работники цеха (участка), которые обслуживают механизм.
6.5.14. Продуваемые электродвигатели, установленные в
запыленных помещениях и помещениях с повышенной влажностью, должны быть
оборудованы устройствами подведения чистого охладительного воздуха, количество
которого и параметры (температура, содержимое примесей и т.п.) должны отвечать
требованиям инструкции завода-изготовителя.
Плотность тракта охлаждения (корпуса электродвигателя,
воздухопроводов, задвижек) необходимо проверять не реже одного раза в год.
Индивидуальные электродвигатели внешних вентиляторов
охлаждения должны автоматически включаться и выключаться в случае включения и
отключения основных электродвигателей.
6.5.15. Электродвигатели с водяным охлаждением статора или
ротора, а также со встроенными водяными воздухоохладителями должны быть
оборудованы устройствами, сигнализирующими о появлении воды в корпусе.
Организация эксплуатации оборудования и аппаратуры систем водяного охлаждения,
качество конденсата и воды должны отвечать требованиям инструкций
завода-изготовителя.
6.5.16. Аварийные кнопки электродвигателей должны быть
опломбированы. Срывать пломбы с аварийных кнопок для отключения
электродвигателя разрешается только в аварийных случаях. Опломбирование
аварийных кнопок выполняют работники, определенные лицом, ответственным за
электрохозяйство.
6.5.17. Электродвигатель (вращающаяся машина) должен быть
немедленно отключен от сети в следующих случаях:
- несчастный случай (или угроза) с человеком;
- появление дыма, огня или запаха горелой изоляции из
корпуса электродвигателя или его пускорегулирующей аппаратуры;
- вибрация свыше допустимых норм, которая угрожает выходом
из строя электродвигателя или механизма;
- выход из строя приводного механизма;
- нагревание подшипников или контролируемых узлов свыше
допустимой температуры, указанной в инструкции завода-изготовителя;
- возникновение коротких замыканий в электрической схеме;
- значительное снижение частоты вращения;
- быстрое увеличение температуры обмоток или стали статора.
В эксплуатационной инструкции могут быть указаны и другие
случаи, при которых электродвигатели (вращающиеся машины) должны быть
немедленно отключены, а также порядок устранения их аварийного состояния.
6.5.18. Периодичность капитальных и текущих ремонтов
электродвигателей, в зависимости от условий, в которых они работают, определяет
лицо, ответственное за электрохозяйство. В зависимости от местных условий
текущий ре^ монт электродвигателей, как правило, осуществляют одновременно с
ремонтом приводных механизмов, и его выполняет обученный персонал потребителя
или подрядной организации.
6.5.19. Профилактические испытания и измерения на
электродвигателях должны проводиться в соответствии с табл. 22 и 23 приложения
1.
|